Практически с момента рождения люди могут различать носителей своего родного языка и носителей всех других языков. У нас есть жесткое предпочтение нашим собственным языковым моделям, настолько, что крики очень маленьких младенцев отражают мелодии их родного языка.
Связь между языком и социальными предпочтениями хорошо известна. Новое исследование, недавно опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, демонстрирует, что младенцы также обращают внимание на языковые сигналы, решая, на что обратить внимание. Доктор. Ханна Марно (факультет когнитивных наук Центрально-Европейского университета, Венгрия и Международная школа перспективных исследований, Италия) провела исследование, чтобы определить, будут ли маленькие дети выборочно обращать внимание на разных говорящих в их среде, даже если они не понимают смысла слов.
В ходе эксперимента сорок 12-месячных младенцев сначала в течение двух минут слушали двух взрослых женщин, говорящих на их родном итальянском и словенском языках. Затем младенцы смотрели фильмы, в которых обе женщины – носитель языка и неродной язык по отдельности – смотрели на два разноцветных объекта.
На этом этапе младенцы одинаково уделяли внимание обоим объектам в течение одного и того же времени, независимо от говорящего. Доктор. Затем команда Марно измерила, как долго младенцы смотрели на предметы, без каких-либо дополнительных визуальных указаний на двух говорящих. На этот раз младенцы сосредоточились на предмете, который впервые был представлен носителем языка в течение более длительного периода времени. Несмотря на то, что язык не был напрямую связан с объектами, младенцы, по-видимому, делали лингвистические различия в своих объектных предпочтениях.
Позже эффект был повторен также с сорока 5-месячными младенцами. Как и в случае с 12-месячными, эти младенцы в конечном итоге дольше смотрели на предметы, которые впервые были представлены носителем языка. Это дает больше доказательств того, насколько умение слушать носителей языка влияет на поведение младенцев.
С одной точки зрения, это неприятное открытие. Исследование Марно повторяет более ранние результаты, показывающие, как быстро люди формируют социальные категории, делая различия «внутри группы» и «вне группы». Но есть и более обнадеживающие интерпретации этого исследования. Поведение этих младенцев может быть не столько преднамеренным актом исключения, сколько необходимым фильтрующим устройством для навигации в сложном мире.
"Это исследование показывает огромную важность культурного и лингвистического сходства в том, как младенцы предпочитают направлять свое внимание. С момента рождения люди обладают способностью различать носителей своего родного языка и других, что помогает понять, как младенцы и маленькие дети настроены на быстрое приобретение знаний своего общества и адаптацию к своей культурной среде," сказал доктор. Марно.