“Культурологи” в колыбели

Мы "культурно предвзято" прямо с пеленок, и мы склонны отдавать предпочтение информации, которую получаем от носителей нашего языка, даже если эта информация не передается в устной речи. Ханна Марно, научный сотрудник Международной школы перспективных исследований (SISSA) в Триесте (вместе с другими коллегами, среди которых Жак Мелер и Марина Неспор, профессора SISSA, координировала исследование), и Ямил Видаль, доктор философии SISSA.D. студентка) провела эксперимент, в котором она доказала, что младенцы выборочно обращали внимание на информантов, которых они ранее слышали, говорящих на их родном языке.

В первой серии экспериментов 12-месячных младенцев сначала знакомили с носителями их языка и иностранцами. На следующем занятии тем же младенцам были представлены короткие фильмы, в которых каждый из известных говорящих молча смотрел на незнакомые объекты. Анализ взгляда показал, что младенцы дольше смотрели на предметы, указанные носителем языка, по сравнению с предметами, указанными иностранцами. Дальнейшие эксперименты показали, что это поведение было воспроизведено уже у 5-месячных младенцев.

"Распознавание разговорного языка собеседников стимулирует у детей, даже в очень раннем возрасте, социальное обучение: младенцы, как правило, предпочитают информацию, полученную от носителей, признанных принадлежащими к их собственной культурной группе. Язык – это руководство, которое направляет процесс обучения", Марно, первый автор исследования, объясняет. "Хотя это может показаться ограничивающим, детям предъявляется огромное количество стимулов, и поэтому им нужны стратегии для эффективного распределения их потенциала внимания, максимизируя, таким образом, усвоение соответствующих входных данных. Выбор носителей нашего языка – хороший способ выборочно учиться у них знаниям о нашей культурной среде "